Восьмого февраля представители Бийского благочиния совершили миссионерскую поездку в Солтонский район.

На солтонских просторах

Крепчающий предрассветный мороз, узор за узором, плотно зарисовывал автомобильные окна. И только сквозь оставшееся чистым ветровое стекло можно было увидеть, как на горизонте, над лиловой, еще совсем темной, кромкой леса, розовело серое февральское небо. Через мгновение сквозь разрыв в плотных тучах первые лучи восходящего солнца, осветив холмы и увалы предгорья Салаирского кряжа, возвестили бескрайним алтайским просторам наступление нового дня. Разбуженная утренним светом стремительная птичья стайка оживила скованный стужей окружающий мир.
Взбодрились и мы. Священники – отец Георгий Иванов, помощник бийского Благочинного по миссионерской работе, и отец Сергий Котов, из села Новиково – стали детально планировать предстоящую миссию. За разговором мы въехали в Солтон. С любопытством разглядываю старое, основанное на реках Солтонка и Шаландайка еще в восемнадцатом веке, село. Сегодня это районный центр одного из самых живописных уголков Алтайского края. Здесь нас встречают помощники отца Сергия из местных прихожан, которые принимали участие в устроении встреч с жителями сел Шатабола и Макарьевки. Не задерживаясь, на двух машинах отправляемся в первое из них. Нужно спешить – зимний день короток.


Дорога в Солтон


В гостях у кумандинцев

Погода порадовала – ни ветра, ни снега. Глядя на расчищенные снежные перемёты, понимаешь, что в непогоду в Шатабол не попасть, хотя он совсем недалеко от Солтона. Подъезжаем. Заблудиться невозможно – буквально через сто метров дорога заканчивается, дальше – река Уруна. К нашему разочарованию у клуба не многолюдно. Заведующая объяснила происходящее: «Не привыкли мы особо объявлениям-то верить. Нечасто к нам приезжают. Сейчас люди ваши машины увидят и соберутся. У нас всё рядом – село маленькое». И, правда, довольно быстро сельский клуб заполнился, и началась священническая проповедь.
Я вглядывался в открытые и добрые лица собравшихся людей, в их чистые глаза, вслушивался в их простую неспешную речь и не мог уловить, в чем их отличие от нас, в чем их особенность? Чем так привлекательны они, почему так располагают к себе? Загадочностью характеров, бесхитростностью, своим деревенским простодушием?
Хотя официально название села – Шатабол, для его жителей оно всегда было – Шатобал, и добрая половина селян здесь носят фамилию Шатобаловых и все они по своей национальности – кумандинцы.
Современные ученые делят аборигенов Алтая на две основные группы – северных и южных алтайцев. К северным относятся тубалары, челканцы и, живущие по берегам Бии и в низовьях Катуни, кумандинцы. Федеральным законом они причислены к коренным малочисленным народам России. Кроме Шатабола кумандинцы проживают в селениях Красногорского района и в городе Бийске.
Ряд российских историков считает, что предков современных кумандинцев древние летописи именовали половцами, или куманами, что именно они занимали с шестого века обширные территории от Тянь-Шаня до Дуная и вплоть до XIII века беспокоили своими набегами русские селения. Однако уже в исторической битве с татаро-монголами этот тюркоязычный народ выступил вместе с русскими княжескими дружинами. Со временем часть его переселилась и осела на юге Западной Сибири.
Полтора столетия назад кумандинцы, обосновавшиеся в этих местах, мало чем отличались от российских переселенцев. В 1861 году известный исследователь Сибири Василий Радлов писал о кумандинцах так: «Они заняты почти исключительно земледелием, но землю обрабатывают мотыгой. Пшеницы они сеют мало, больше – рожь и ячмень. Из ячменя делают талкан (прожаренную муку), а из пшеницы и ржи – маленькие хлебцы (тартмак). Занимаются они рыболовством, ловят хариуса, щуку, тайменя и ускуча. Охотятся только на мелкую дичь, в основном на белку и огненную куницу. Кумандинцы сеют лен и коноплю и сами изготавливают полотно, получают со своих овец шерсть, выделывают грубое сукно и красят его. Единственный товар, который они продают русским, – охотничьи трофеи».
Надо сказать, что рыбная ловля по-прежнему остается любимым занятием мужчин-кумандинцев. Про талкан и тартмак ничего не скажу, а вот блины перед отъездом в Макарьевку попробовать довелось. На просьбу отца Георгия раскрыть секрет их отменного вкуса, радушная хозяйка ответила: «С душой пекли».
Немало сил положили русские православные миссионеры на просвещение народов Алтая. Оттого имена-отчества сегодня у Шатобаловых русские и многие из них крещены. И церковь на селе до прошлого века стояла, пока богоборческая власть не нанесла чудовищный по своим последствиям удар по укореняющейся православной духовности кумандинцев.
Сейчас другие времена, другая власть. Власть, не противодействующая церковной миссии и времена, упустить которые непростительно. И оттого спешат отцы – «жатвы много».
После проповеди все желающие получили православную литературу, смогли разрешить назревшие вопросы, услышать слова утешения и наставления. Несколько семей освятили свои жилища. По завершении огласительной беседы двенадцать человек приняли Таинство Крещения. Сияющие лица новокрещеных свидетельствовали – миссия в Шатаболе удалась.

«С помощью Божией – выживем!»

Спешим в Макарьевку, до нее от Солтона километров двадцать. День распогодился: временами стало проглядывать солнышко, и мороз отпустил. С дороги то и дело вспархивают перед машиной крупные красногрудые снегири. Позади остался Урунск. И снова спуски, подъемы, мосты над закованными льдом реками, заснеженные перелески. Вот и Макарьевка – расположенное близ урочища Усть-Тала небольшое село, основанное в самом начале прошлого века.
Нас уже поджидали – в клубе собралось человек пятьдесят. Внимательно выслушав проповедь, селяне стали задавать вопросы. Что такое говение и как правильно приготовиться к исповеди? В какие дни нужно поминать усопших? Как молиться о детях и уберечь их от оккультизма и влияния сект? Ни один вопрос не остался без ответа. Вся предложенная литература была с благодарностью разобрана желающими глубже узнать Православие и начать жизнь с Богом. Зная о приезде священников, несколько человек заранее подготовилось к Исповеди и Причастию. А шестнадцать жителей Макарьевки в этот день, приняв Таинство Крещения, стали православными христианами, ко всеобщей радости пополнив местную общину.
Встреча селян со священниками Бийского благочиния была подготовлена с помощью главы Макарьевского сельсовета – Домнина Владимира Павловича. По окончании мероприятия, в беседе со мной, он рассказал: «Население Макарьевки на сегодняшний день – около четырехсот человек. Плюс в Излапе – за двести. Итого на территории нашего сельсовета проживает чуть более шестисот человек. Это немного, но мы сохранили школу, медпункт, библиотеку, есть рабочие места. По переписи 1959 года население Солтонского района было более двадцати трех тысяч человек, сегодня – менее восьми тысяч. Нерадостная статистика… Наша задача – сохранить село, сохранить людей, попытаться сделать все возможное для достойной жизни земляков». «Владимир Павлович, вы человек православный и не скрываете этого. Никто, как главу администрации, не упрекает Вас в этом? Мол, Церковь отделена от государства и прочее…», – спросил я своего собеседника. «Нет, у нас все уже понимают – без помощи Божией здесь не выжить!» – уверенно ответил Владимир Домнин.
Немало забот у главы сельсовета, многое уже получается, что-то только предстоит сделать. А еще, скажу я вам по секрету, Владимир Павлович – замечательный пчеловод и у него в лесу есть собственная пасека. Перед тем, как попрощаться, он угостил меня настоящим таежным медом. Уверяю вас, пчелки у местного главы свое дело знают!

«Мы будем ждать вас!»

Мы оставили гостеприимное село, когда солнце уже клонилось к закату. Миновали Солтон и вскоре выехали на Турочакскую трассу. Попутно отцы подводили итоги завершившейся миссии, делали выводы, планировали будущие поездки. В Новиково, в храме Успения Божией Матери, остался отец Сергий. Попрощавшись, он поспешил к службе. А мы с отцом Георгием отправились в Бийск. Было заметно, что батюшка устал, ведь ко всем заботам, он еще с самого утра был за рулем. Переполненные впечатлениями дня, мы погрузились в раздумья.
Мысленно возвращаюсь в Шатабол: «И все-таки, почему жители этого села не похожи на нас?» Вспоминаются слова одного из тружеников Алтайской духовной миссии: «Для меня алтайцы наши – дети большие, а я детей люблю чрезвычайно». Дети… так вот в чем дело! Это – ответ на мои сегодняшние вопросы. Всё просто – на их лицах нет масок, они не играют ролей. Они живут, не скрывая своих эмоций, не пряча глаза – как дети. И как дети они уверяли, прощаясь: «Мы будем ждать вас!»
Уже дома я читаю размышления «апостола Алтая» архимандрита Макария (Глухарёва): «Думаю я, чтобы пришло сюда за нами много других делателей и везде бы прошли по горам этим от края и до края, везде бы рассказали о Христе. Неужели это будет?.. Душа у меня несовершенна: я человек немощный и слабый, но мой дух парит, как подумаю, что среди этих гор по тихим долинам зазвонят колокола, и в храмы пойдут алтайцы крещеные… много крещеных… конечно, это будет не скоро, но это будет! Если бы я смог посмотреть на крещеный Алтай оттуда, – указал он на небо, – моя душа радовалась бы там!»
Надо бы нам, отцы и братия, не посрамить упования преподобного Макария Алтайского и помнить – нас ждут!

                                                                                                                           Иван Литвинов, Алтайский край

Отец Георгий (Иванов)

Крещение в Макарьевке

Крещение в Макарьевке

«Мы будем ждать вас!»

Дата публикации 21-03-2014
Презентация. Какпомочь.ру
 
 

 

Благодарим всех, кто помог нашим подопечным деньгами, делом или молитвой.

Также благодарим тех жертвователей и помощников, которые пожелали остаться неизвестными.

Просим прощения, если забыли чьи-то имена. Спасибо всем огромное и низкий поклон!