В пути
Ранний телефонный звонок в первое декабрьское утро врасплох меня не застал. В трубке зазвучал негромкий батюшкин голос: «Выезжаю к тебе. Через десять минут выходи». Точно в срок знакомый автомобиль притормозил у моего подъезда. За рулем мой давний добрый знакомый – отец Георгий Иванов, помощник Благочинного Бийского округа по миссионерской работе. По безлюдному сонному городу мы едем с ним в Свято-Димитриевский храм. Там – недолгие сборы (всё заранее продумано и подготовлено), молитва, по-солдатски быстрый завтрак. Благословение протоиерея Валерия Замятина на миссионерскую поездку в Солонешенский район было получено накануне. Выезжаем: «Господи, спаси и сохрани!»
Ровно, на одной уверенной ноте, гудит мощный мотор. Бийск остается позади, первая остановка запланирована в Белокурихе. Там мы должны будем взять с собой отца Александра Микушина, настоятеля солонешенского Свято-Никольского прихода – в его район едем.
На рассвет нет и намека. Мелкий сухой снег яркими штрихами прорезает мягкий свет фар, вызывая неосознанное беспокойство и тревогу – что-то будет в горах? Отец Георгий, как опытный путешественник, на ноябрь миссий не намечал. Зная, насколько непредсказуемой бывает наша погода при смене сезонов, он выжидал, когда зима окончательно вступит в свои права. Вопреки народным приметам и прогнозам синоптиков пришла она в этом году на Алтай рано – в самом начале ноября. Выпадавший по ночам снег, днем в городе неохотно таял под ярким еще, но уже невысоким солнцем, в полях же, за Бийском, он не сдавался совсем, на горных перевалах – так и вовсе лежал уже с полмесяца. А вскоре, разгулявшиеся не по сезону бураны, в несколько дней завалили снегом наши города и веси, следом пришли и морозы…
В Белокуриху прибываем в расчетное время. В Свято-Пантелеимоновском храме встречаем отца Александра. После взаимных приветствий, не мешкая, возвращаемся на трассу. В рассветном тумане и снежной пыли исчезают дорожные указатели сел Новотырышкино, Сычевки, Солоновки. Сегодня мы, не останавливаясь, проезжаем их – наша цель еще далеко. Остаются за «кормой» мосты и мостики через реки и речушки – Песчаную, Солоновку…
Переезжая через Гребенщиков ручей, посмеялись с батюшками: не БГ ли здесь в поисках Шамбалы отметился? К слову, на одном из сайтов, представляющих достопримечательности Солонешенского района, можно прочитать: «Две главные реки района – Ануй, про которую Н. К. Рерих писал, что она показывает путь к Беловодью, и Шинок, славящийся своими водопадами». А вот тут уже не до смеха – беда, да и только…
Тем временем дорожная обстановка резко ухудшается: усиливается боковой ветер, несущий с обочины поземок, а асфальт совершенно исчезает под толщей плотно укатанного до глянца снега и льда. Отец Георгий осторожно ведет машину: спуски-подъемы становятся крутыми и небезопасными даже для специально подготовленного автомобиля.
Солонешенский район, расположенный на юго-востоке Алтайского края, является по общему признанию красивейшей и уникальнейшей местностью Алтайских гор. На его территории находится и Денисова пещера, занесенная ЮНЕСКО в число международных археологических памятников, и древнейший российский памятник археологии – стоянка Карама, и Сибирячка – пещера в известняках, выходящих на поверхность в долине реки Сибирячиха. Не обделен район и природными красотами: богатейшим животным и растительным миром. А каковы говорливые и холодные местные реки и грохочущие в окружении кедрача водопады буйного Шинка!
Даже теперь, охладелый, завьюженный, замерший, словно придремавший исполин, край этот невольно вызывает восхищение своим величием и первозданностью. Господи, как хвалит Тебя природа! «Я созерцал зимой, как в лунном безмолвии вся земля молилась Тебе, облаченная в белую ризу, сияя алмазами снега. Я видел, как радовалось о Тебе восходящее солнце, и хоры птиц гремели славу. Я слышал, как таинственно о Тебе шумит лес, поют ветры, журчат воды…»
«Алтарями Всевышнего» называл алтайские горы первый миссионер Алтая архимандрит Макарий (Глухарев). «Душа рвется туда, на дело», – говорил преподобный, готовый сквозь любую погоду устремиться за сотни верст, ради крещения и одного человека. «Лишь бы душа горела, друг мой, а снега – это ничего», – улыбался старец. «А душа горит, ждет, томится… нет, и снег, и буря, и вода удержать меня не могут». Есть с кого брать пример современным Бийским миссионерам, кому молиться о помощи в своем делании.





Искра
В Солонешном отца Александра с радостью встречают и присоединяются к нам несколько местных жителей. Это они, прихожане Никольского храма, заранее побывав в намеченных для миссии селах, готовили предстоящие встречи со священниками.
Километров через пятнадцать узкой и скользкой дороги, повторяющей все изгибы не желающего замерзать Ануя, мы въезжаем в село Искра. Сельскую библиотеку и клуб, расположенные на горке в здании старой школы, искать не приходится – опознаем их по ожидающим нас автомобилям. На одном из них из Туманово приехала молодая семья крестить младенца. С ними и крестные. Да и в клубе народу уже собралось немало. Ну и молодцы, значит, живем еще, несмотря ни на что. Живем, невзирая на попытки неоязычников и сектантов всех мастей ухватить «свое», на безразличие власти, отдавшей на разорение сибирские села.
Да, здесь разруха и бедность, здесь сердце сжимается от боли при виде брошенных домов и разбитых строений в Березово, Первомайском, Медведевке, а картины здешней действительности напоминают порой страшные кадры послевоенной кинохроники… Но здесь и люди, живые люди. Наши люди. И потому мы сегодня с ними, потому рады за новокрещенных малышей, за их сияющие личики, за их голубые глазенки. Рады за родителей этих детей и за восприемников, принявших правильное и очень важное решение и взявших на себя ответственность за духовное возрастание своих крестников. Рады тому, что ехали не зря, что многие селяне смогли разрешить свои недоразумения, получить ответы на накопившиеся у них вопросы, услышать живое слово православных священников.
А еще рады оттого, что мы не одни, что вместе с нами те, кто помогает нам. Важное и нужное дело поддерживают эти люди. Это с их помощью после проповеди, Крещения и беседы во все семьи, где появились новые христиане и всем желающим были подарены миссионерские комплекты православной литературы. А о только что крещенном двенадцатилетнем Жене его бабушка сказала: «Он читать у нас любит». Вот и читай, Евгений, вникай в написанное, Господь поможет. Расти, и становись православным христианином не по именованию только, но по самой сути своей. Настоящие воины Христовы Отечеству нашему и Церкви всегда нужны.









Кому Бог – не Отец?
Топольное. Это сибирское село основано в 1829 году. Здесь, как и в Туманово и Сибирячихе, живут потомки старообрядцев, которые впервые пришли в эти красивые и богатые места после церковного раскола 17-го века. Пораженные обилием дичи и рыбы, возможностью пушного промысла и золотодобычи, они селились в долинах Карамы, Черного Ануя и Солонешки. Топольное расположено у подножия Бащелакского хребта, прямо под древним потухшим вулканом – двухкилометровой горой Будачихой. Отсюда до границы с нашим соседом – Республикой Алтай – не более сорока километров.
Встреча в местной библиотеке начинается с диспута со старообрядкой Зинаидой. Притихшие участники возникших было стихийных дебатов, внимательно вслушиваются в доводы отца Георгия за истинность духовной жизни в Православной Церкви. В самом начале дискуссии выясняется, что называющие себя староверами местные жители, являются потомками старообрядцев беспоповского толка, а главный их аргумент в пользу такой своей веры – следование традиции. С нашей же стороны, кроме всех прочих свидетельств, приведены замечательные слова святителя Николая Сербского: «Ты хотел бы видеть Бога Отцом всех людей без исключения. Действительно, Господь – Творец всех людей. Действительно, Он хочет быть Отцом всех… Но, поскольку сыновство приобретается в крещении, покаянии и во всем, что преподает и чему учит Церковь Божия, то «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Такому Бог – Создатель, Господин и Судия, а не Отец».
По окончании этого серьезного разговора, над желающими креститься, священники совершают Таинство, после чего, они, радостные и просветленные, родившиеся для новой, духовной жизни, искренне благодарят миссионеров и долго еще не хотят расходиться по домам.





Домой
А нам пора в обратный путь. Солнце, так и ни разу за день не выглянувшее из-за непроглядной серой пелены, явно клонится к закату. Выворачивающие из-за Будачихи черные тучи в любой момент готовы обрушиться бураном на ануйскую долину. Перспектива задержаться здесь на несколько дней нас не устраивает – завтра воскресенье. Батюшкам, одному – в Белокурихе, другому – в Бийске служить Божественную Литургию, а мне в Сростках Воскресную школу проводить.
К Бийску подъезжаем в полной темноте. Господь наших планов не нарушил, спутешествуя нам Своею милостию. Цифры на автомобильном спидометре приросли несколькими сотнями километров заснеженных алтайских дорог. Сегодняшняя миссия завершена, но на средину декабря задумана новая – в Зональный район. Люди там уже ждут. И слышу, как отец Георгий шепотком молится о них: «Господи! Ускори призвати и соединити всех во едино стадо Твое здесь на земле и прибыти с Тобою во веки неразлучны во свете Отца Твоего и Бога нашего, Ему же с Тобою и Святым Духом слава и держава во веки. Аминь» .
 

 
Дата публикации 25-01-2013
Презентация. Какпомочь.ру
 
 

 

Благодарим всех, кто помог нашим подопечным деньгами, делом или молитвой.

Также благодарим тех жертвователей и помощников, которые пожелали остаться неизвестными.

Просим прощения, если забыли чьи-то имена. Спасибо всем огромное и низкий поклон!